Аб гісторыі роднага краю, аб лёсах герояў і простых людзей, якіх узрасціла гэта зямля

ГалоўнаяКароткія звесткіФотагалерэяГасцёўняКарта сайтаАб сайце

 

 

Зямля нашых продкаў
Да новага жыцця
Выпрабаванне вайной
Адроджаны край
У незалежнай краіне
Фотагалерэя
 
Будзем памятаць іх імёны
Гонар і павага Вам
 
 
Нашы пісьменнікі
Пісьменнікі пра край
Спроба пяра
 
Легенды
 
 
Гісторыя царквы
Цэрквы раёна
 
 
 
 

Летопись колхоза «Победа»

     Это было в 1900 году… Только могучий лес да болота были на территории настоящего колхоза. Вся земля принадлежала помещику Огаркову. Что-то не ладилось в хозяйстве помещика, и он сдал всю эту землю (а сейчас это весь Ляховский с/с) государству. Но государству не надо было столько земли, и оно объявило о том, что продаётся земля.
     Сюда приезжали крестьяне, покупали землю, вырубали лес, строились и заводили своё хозяйство.
     Постепенно возникали деревни: Ляховка, Жоровка, Борок, Дубиловка, Слободка, Осовец, Турок, Восьмое, Девятое, Десятое.
     Домов до революции в деревнях было мало. Так, например, в Ляховке – 17, в Жоровке – 20, в Борке – 33, в Дубиловке – 9, в Слободке – 14, в Осовце – 16, в Турке – 7, в Восьмом – 13, в Девятом – 19, в Десятом – 11.
     Сельское хозяйство развивалось слабо, потому что крестьяне занимались подсечным земледелием ( вырубали лес, сжигали его и те участки превращали в поле ). Землю люди обрабатывали ручным способам, так как машин ещё не было, а лошадьми было невозможно, потому что в земле оставались корни деревьев. Высевали те же зерновые культуры, что и теперь. Каждый имел свой скот.
     Грамотных было очень мало. Один или два человека в деревне могли немного читать и писать. Первыми грамоте были уже обучены: Мицкевич Л., березовик Я., Ленский И. и другие.
     В 1905 году появляются первые школы – школы на дому. Нанимали учителей, и они занимались по неделе в каждом доме. Первыми учителями были Мицкевич Лукаш, Березовик Евсей, Ленский Иван, Забродский из деревни Мордвиловичи.
      В 1908 году открывается земское народное училище.
     Было приложено много усилий и стараний со стороны жителей деревни Турок, благодаря им было открыто это училище. Оказал содействие в этом деле инспектор Рогачёвкого городского училища, житель деревни Турок, Стефан Лукъянович Захарик. Ходатайство перед волостным господином Ременчиком на открытие училища он взял на себя. Благодаря приложенным усилиям, училище было открыто. Специального здания не было, и государство наняло под училище частный дом у П.Л Захарика. Первым учителем был Байко Силивестр Антонович. Школу посещало до 60-ти учеников. Школа состояла из трёх отделений, которые оканчивались учениками за 4-е года. Всех учеников учил один учитель в одно и то же время. Занятия начинались в 8 часов утра и продолжались до 5 часов вечера. Окончившему такое училище выдавалось свидетельство, по которому он мог поступить в гимназию, в городское училище, в двухклассное ремесленное училище.
     1914 – 1916 гг. Первая империалистическая война. До деревень, окружённых лесами и болотами, слабо доходили хоть какие-нибудь вести. Но всё же крестьяне узнавали о событиях, всколыхнувших Россию.
     Но вскоре пришлось во всём убедиться. Белополяки оккупировали территорию наших деревень. И многие из наших крестьян шли в леса бороться с врагами. Участниками гражданской войны были Маковец А., Маковец Н. и ещё одиннадцать человек.
     1917 г. Великая Октябрьская социалистическая революция.
Революционных событий на территории наших населённых пунктов не происходило. О революции крестьяне узнавали из газеты «Русское чтение» и из рассказов солдат.
     Окончилась гражданская война. Особых изменений не произошло. Крестьяне владели той землёй, которую купили. Люди жили отстало, были не грамотными. Ходили в лаптях, в самотканой одежде, которую добывали себе бессонными ночами, выводя нить из волокна примитивным способом. Поля обрабатывались сошками, деревянными боронами, без всяких севооборотов, а потому что и урожайность была низкая.
     Коллективизация. Начинают организовываться колхозы на территории наших деревень. Они были небольшими. В них входило по 2 – 4 деревни.
     Так сначала в д.Ляховка организовался колхоз «Победа», организатором которого был Скачёк С.М.. в 1931г. в этот колхоз входит д.Жоровка. в Борке отдельно организовался колхоз «Сталёвый конь». В него вошли6 борок, Горбач, Новые Юрковичи. Его организатором был рабочий, москвич, двадцатипятитысячник. Но никто не помнит его фамилию. Первым председателем был Болеслав Полианович. Дубилока и Слободка объединились под названием «Красная Слобода». Председателем был Маруга Леонид Семёнович. В Осовце был отдельный колхоз «Красный Осовец». Деревни Турок, Восьмое, Девятое, Десятое объединились под названием «Прожектор». Люди, после вступления в колхоз, стали жить по-иному. Появились вместо лучин лампы, кино, стали носить фабричные и обувь. Стали организовываться животноводческие фермы. Скот стал получать свои рационы, повысились надои, производился отбор скота.
     Появились сельскохозяйственные машины: тракторы, сеялки. Вводился севооборот. Земля стала обрабатываться машинным способом. У каждого колхозника было по 0,6 га земли. На трудодни стали получать часть продукции, выращиваемой в колхозах, но получали по-разному. Где колхоз был немного богаче, там получали больше. Так на трудодень в колхозе «Прожектор» получали по 15 копеек, зерна по 1,5 кг., картофеля по 4 кг.. В «Красной Слободе» получали по 50 копеек , зерна по 1,5 кг., картофеля по 4 кг., сена 1 кг., соломы 1 кг.. это был самый богатый в то время колхоз. Собрания проводились раз в месяц. Сельский Совет, который был в каждом колхозе, помогал в проведении собраний, в решении вопросов об уборочной, посевной, ставили вопросы о сдаче хлебозаготовок государству.
      В этот период открываются начальные школы в Турке, в Борке. В 1934 году открывается в Турке семилетняя школа. Директором школы был Корзун Ф.Ф., учителя – Найборт, Иокша, Жариков, Семененя, Хомский, Вечер, Комлик, Коленчиц. В Осовце в это время была начальная школа. Заведующим был Ермолаев. Во время войны здание школы в Турке было сожжено. Школа в 1944 году была перемещена в Осовец. Первым директором была Малевич Л.П., учителя – Долич, Персикова, Павлов, Комлик В.М., Труль, Сазонова, Скачок, Арестович. Тяжёлым было время и для учеников. Одним учебником пользовался весь класс, вместо тетрадей использовали куски обоев, дощечки. Но несмотря на все трудности, ученики учились хорошо. Постепенно ликвидировалась неграмотность. В каждой деревне организовывались так называемые ликпункты. Так постепенно улучшалась жизнь людей. Люди работали, учились, чувствуя, что настоящее счастье именно в труде. Но мирная, счастливая жизнь людей была прервана летним июньским утром, а на устах тогда впервые было произнесено страшное слово «Война».
     Они сражались за Родину. 22 июня 1941 года ровно в 4 часа утра началась война. Этот день никогда не забудет советский народ. Все люди стали на защиту своей Родины и всеми силами старались уничтожить врага. Очень многие уходили в партизанские отряды. Все животноводческие фермы колхоза были отосланы на Восток. Куриная ферма в Десятом была расформирована. Население укрывалось от врага в лесах, где находились партизаны. Партизанами были: Бунас Я., Шмирейчик С., Шмирейчик К., Хаустович Е, Лысак В., Хаустович А., Алешка П., Лысак А., Шмирейчик В., Белицкий П.. Не вернулись домой Хаустович Е., Белицкий П., Берёзовик П., Дедюля Н., Шмирейчик В.. Многих фашисты повесили. Во время Великой Отечественной войны в д.Осовец было создано подпольная комсомольская группа под руководством председателя сельского совета Лобатого Н.. Группа получала боевые задания от партизан. Очень часто на связь приходила Феня Кононова. Местом явки партизан была мельница. Комсомольские группы распространяли среди населения листовки и переправляли оружие и выполняли другие задания.
     Но нашёлся провокатор, который донёс в гестапо о существовании группы. Семь подпольщиков фашисты отвезли в Любань. Их долго пытали, но узнать врагам ничего не удалось. Измученных частыми допросами и пытками подпольщиков фашисты повесили в городе Любань.
 

 

 

       

да Вялікай Перамогі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

          

 
Усе матэрыялы змешчаныя на дадзеным рэсурсе не з'яўляюцца ўласнасцю аўтара дадзена рэсурса, а ўзяты з кніг, часопісаў, газет©