|
Православный храм в честь
Преображения Господнего в г. Любани
Город Любань находится в 150км к югу от г. Минска на
берегу реки Оресса. Время основания г. Любани уходит своими корнями
к глубокой древности. В X–XII века небольшое м. Любань, вместе с
другими приоресскими землями вошло в состав древнебелорусского
государства – Туровско-Пинского княжества. Во время феодальной
раздробленности в XII–XIII веках м. Любань было в составе Слуцкого
удельного княжества. В 1320–1330 года входит в состав Великого
княжества Литовского. С XIVв. по начало XVIIв. любанские земли, а
также м. Любань принадлежали князьям Олельковичам.
В письменных источниках первое упоминание о м. Любань
относится к XVI в. В инвентарии Слуцкого княжества 1566г. впервые
упоминается м. Любань в составе Яремичской волости. С 1589г. по
1621г. м. Любань находилось во временном владении Слуцких мещан
Тышкевичей, после чего перешло во владение потомку Александра
Олельковича Богославу Радзивиллу.
Не подлежит сомнению, что Любанщина и м. Любань, входя в состав
Туровско-Пинского княжества, была управляема потомками просветителя
русской земли Святого равноапостольного Великого князя Владимира.
Они утверждали в любанских землях Святую Православную веру Христову.
«Великий князь Владимир», – как говорится в степенной книге, – «совещал
благий совет с митрополитом Леонтием, нежели бы разделити ему всю
землю русскую в наследие сынам своим и устроить в градах епископы во
исполнение благочестия».
В первые времена христианства на территории Белой Руси
м. Любань, входя в состав Туровско-Пинского княжества, а позднее
Слуцкого княжества в церковно-иерархическом отношении подчинялось
Туровско-Пинской православной епископии до перехода её в руки
униатов.
Наиболее древние известия про некоторые населённые
пункты Любанщины появляются в связи с принадлежностью их к
монастырям Слуцкого княжества. В 1582г. сыновьям Олельки Георгию,
Иоанн Симеону и Александру поделили Слуцкое княжество. В совместном
владении братьев оставался Троицкий монастырь. Именно к этому
монастырю были приписаны деревни Редковичи, Шипиловичи, Яминск,
которые находятся вблизи м. Любань.
Из исторических сведений известно, что с 1793г. м.
Любань, войдя в состав Российской империи, находилось в Яремичской
волости Бобруйского уезда.
В 1808г. Любани на основании древних инвентариев было подтверждено
право местечка. Тогда оно входило в состав Заболотской волости
Бобруйского уезда Минской губернии. С 17.07.1924 м. Любань – центр
района в составе Слуцкого округа, а в 1944г. Любанский район отнесён
к Бобруйской области. С 1954г. – в составе Минской области. С
07.03.1968 м. Любань – город районного значения.
Изложив основные вехи истории Любанщины, приступим к
изложению православной церковной истории края.
Первое точное сведение о православной церкви местечка
м. Любань датируется 1707г. – это список военных податей, которые
платил Сильвестр Горват за духовенство во время войны со шведами.
Этот документ позволяет предполагать, что в XVIв. в м. Любань уже
существовала православная церковь. В списке священников, который
датируется 1746г., встречается фамилия настоятеля Любанской
православной церкви Шпилевского. В 1748г. предстоятельница
черниговская Раина Горват завещала Любанской церкви часть имущества.
Из фондов Национального исторического архива Республики Беларусь
известны некоторые данные о священнослужителях и деятельности церкви
в м. Любань на протяжении конца XVIII и середины XIX веков.
С 1783 по 1797 года настоятелем Любанской церкви был
священник Евстафий Загородский. 21.01.1797 в Указе говорится, что д.
Костюки была присоединена к Любанскому приходу.
09.07.1793 согласно Указу к церкви м. Любань был
рукоположен вторым священником Иоанн Когодовский. После смерти
настоятеля Евстафия Загородского священник Иоанн Когодовский был
назначен настоятелем Спасо-Преображенской церкви. В течение 11 лет
священник Иоанн добросовестно выполнял своё послушание. 20.03.1804
священник Иоанн Когодовский умер.
После смерти священника Иоанна Когодовского настоятелем
церкви м. Любань был назначен священник Иаков Андриевский. Этот
ревностный пастырь заботился не только о богослужениях и духовном
воспитании прихожан, но и прилагал усилия к благоукрашению и ремонту
церковного здания. Так, имеются сведения, что когда отцу Иакову в
марте 1809г. предложили перейти на служение в храм г. Бобруйска, то
он на это предложение дал отрицательный ответ. И уже через месяц в
описях появилась информация о том, что 13.04.1809 крыша церкви была
перекрыта гонтой, а купола жестью.
С 1852г. настоятелем храма м. Любань был назначен
священник Константин Василевский. В 1863г. ходатайствами священника
Константина Василевского и прихожан к Высокопреосвященному Михаилу
архиепископу Минскому и Бобруйскому было дано благословение на
разборку ветхой деревянной церкви и строительство на каменном
фундаменте новой деревянной 5-купольной церкви. В связи с этим
16.05.1863 была разобрана старая церковь. Минское губернское
церковно-строительное присутствие с разрешения Его
Превосходительства губернатора Минской губернии генерал-майора
Шелгунова выделило на постройку церкви в м. Любань 7 тысяч рублей.
Деньги предполагалось выдавать частями по мере выполнения
подрядчиком строительных работ. 22.08.1863 приходским советом,
Житинским благочинным священником Онуфрием Лялевским и настоятелем
Спасо-Преображенской церкви м. Любань Константином Василевским был
заключён договор №9592 с Игуменским купцом 2-ой гильдии Хаимом
Рубинштейном о том, что последний, являясь подрядчиком, выполнит
работы по строительству церкви.
До 20.10.1863 был сделан каменный фундамент, срублены
стены храма и накрыта крыша. По договору строительство должно было
быть завершено осенью 1864г. Но, к сожалению, 15.05.1865 настоятель
с прихожанами подают рапорт военному начальнику Бобруйского уезда
полковнику Полинову с жалобой. В рапорте указывается, что
строительство церкви не ведётся с 12.10.1863 и, в виду того, что
здание не достроено, оно приходит в ветхое состояние. Об этом
военный начальник Бобруйского уезда рапортом от 17.05.1865
докладывает губернатору. Губернатор Минской губернии 04.06.1865 даёт
распоряжение купцу Хаиму Рубинштейну, чтобы тот дал расписку Его
Превосходительству об окончании в течение этого года строительства
церкви в м. Любань. Рубинштейн такой расписки не дал, о чём
16.06.1865 доложил губернатору Игуменский уездный исправник. В
объяснительной Хаима Рубинштейна говорится о том, что он не может
завершить строительство из-за того, что уездный строительный
смотритель Скуратов придирается к нему по поводу недоделок с
предыдущих заказов из-за чего он несёт большие убытки. Губернатор
поручает уездному строительному смотрителю Скуратову найти другого
подрядчика и расторгнуть договор с Рубинштейном.
08.05.1867 между уездным строительным смотрителем и
мастером д. Марьиной Московского уезда Московской губернии Иоанном
Николаевичем Мочалиным был заключён договор о достройке церкви за
2356 рублей. В договоре обговаривались условия, согласно которым, за
200 рублей Мочалин обязуется дополнительно окрасить медянкой 5
куполов, окрасить масляной краской потолки, стены, полы алтаря и
пристроить паперть на 4 квадратных саженей.
На изготовление иконостаса был заключён договор с
иконостасным мастером Санковским, а на написание икон с Московским
иконописцем Григорием Зотовым. Мастеру Санковскому было выделено для
оплаты работы 148 рублей, а иконописцу Зотову 185 рублей.
Работы были произведены, но не до конца, о чём
прихожане рапортом докладывают 04.03.1869 Житинскому благочинному
священнику Петру Гамиевичу. 08.06.1869 благочинный об этом же
рапортом докладывает губернатору и Преосвященному Александру
епископу Минскому и Бобруйскому.
08.10.1870 был заключён договор с Феодором Егоровым на
достройку и установку иконостаса за 30 рублей.
Настоятель Любанской церкви священник Константин
Василевский 13.04.1871 докладывал владыке о том, что «работники
иконописца Феодора Георгиева – Василий Лукианович и Иулиан
Рудковский 24.02.1871 доставили иконы «Преображения Господнего»,
«Святого благоверного князя Александра Невского», «Архистратигов
Михаила и Гавриила», две иконы в царские двери, «Рождество Христово»
и «Воскресение Христово», кои установили на свои места. Спасителя на
Горнее место и «Распятие» не установили. Установили местные иконы
Спасителя и Богоматери, а четыре иконы в царские двери и «Тайную
вечерю» не доставили.
Строительство Спасо-Преображенской церкви м. Любани
велось с 1863г. по 1871г. на казённые деньги, и было закончено с
недостатками, о чём в деле, о строительстве имеется много рапортов
от прихожан. На строительство израсходовано 5312 рублей. Об
окончании строительства 25.06.1878 докладывал Преосвященному
благочинный 3-го Бобруйского округа Константин Василевский в Минское
губернское церковно-строительное присутствие, прилагая акт осмотра
церкви уездным строительным смотрителем Скуратовым.
По историко-статистическим данным за 1864г. в местечке
Любань Спасо-Преображенская 6-го класса деревянная церковь. Штатного
жалования причту 160 рублей. Земли усадебной, пахотной и сенокосной
33 десятины. Прихожан: мужского пола 384, женского пола 432 душ.
26.10.1888 священник Любанской церкви Константин
Василевский предоставил в Минское церковно-строительное присутствие
рапорт о том, что вследствие сгнившей гонтовой крыши необходима её
замена, и для этого он просит выделить денег. Минское
церковно-строительное присутствие ответило отказом из-за того, что
была израсходована большая сумма при строительстве церкви, и о чём
письменно уведомили Минскую духовную консисторию и архиерея.
Жертвами и силами прихожан крыша была заменена в том же году.
Согласно описанию за 1879г.: «Церковь устроена
равносторонним крестом, с пятью куполами, из которых один открытый.
Крыша гонтовая, окна расположены в два ряда, дверь одна; стены
окрашены жёлтой масляной краскою, а крыша красной. По внешнему виду
церковное здание благовидно, но по неудовлетворительности
производства работ при постройке, нуждается уже в капитальном
ремонте. Внутренняя площадь 25 квадратных саженей. Потолок подшит
тесом сводообразно, пол деревянный, стены выбелены, к отоплению не
приспособлены. Солея возвышена на два вершка, – на ней устроены и
клиросы. Нового устройства иконостас, с пилястрами, окрашенный в
лазурный цвет, с золочёными карнизами и рамами, состоит из 12
московского письма икон, расположенных в один ряд. Необходимые для
совершения богослужения утварные вещи: «облачения», книги – имеются…
В колокольне, устроенной отдельно от церкви, имеется 3 колокола: в
6, 2 и 1 пуд… В селе Шипиловичи имеется приписная Сретенская
церковь. Кладбищ в приходе восемь.
В состав прихода входят селения: Костюки, Орлёво,
Редковичи, Сорочи, Шипиловичи и Юрковичи. Прихожан числится:
мужского пола 850, а женского пола 871 душ. Большинство прихожан
крестьянского сословия и занимаются хлебопашеством. К требованиям
веры прихожане относятся внимательно и к посещению храмов довольно
усердны.
В причте Спасо-Преображенской церкви с 1852г. до первых лет XXв. был
священник Константин Василевский. За добросовестную службу священник
награждён наперстным крестом.
В 1839г. в м. Любань была открыта церковно-приходская
школа. Согласно ведомости о составе, в церковно-приходских школах по
присоединению государственных крестьян за 1865–1866 года в
церковно-приходской школе м. Любань обучались 12 человек: 10
мальчиков и 2 девочки. Законоучителем был священник Константин
Василевский. Занятия проходили в доме священника.
По статистическим данным за 1887г. в приходе
существенных изменений не происходило. Есть указания, что дома и
необходимые хозяйственные постройки имеются, но они ветхие. Земли 3
– усадебной, 40 – пахотной, 13 – сенокосной, 10 –лесной десятин и
неудобиц – 14 десятин. В м. Любань имелась 1 класса
церковно-приходская школа: учащихся – 42 мальчика и 16 девочек.
В данных за 1901г. изменения коснулись только числа
прихожан: мужского пола 930 душ, женского пола 983 души, и, что в
церковно-приходской школе заведующим и законоучителем был священник
Константин Василевский и учителем Мария Пигульская.
Настоятелем Любанской церкви после смерти священника
Константина Василевского назначается священник Николай Бровкович,
который упоминается в ведомостях личного состава Минской епархии за
1905г. Священник Николай Бровкович был членом союза
священно-церковных служителей, куда платил взносы, поддерживая этот
союз. Этот священник был ревностным пастырем и тружеником. Во время
службы он был заведующий церковно-приходской школой, где обучалось
128 учащихся: 111 мальчиков и 17 девочек. Настоятелем Николай
Бровкович прослужил до 1930-х годов.
Из воспоминаний старожил г. Любани и окрестных деревень
приблизительно в 1912г. Спасо-Преображенская церковь была капитально
отремонтирована. Документов об этом не обнаружено, так как во
времена большевиков многие документы были уничтожены или пропали. Из
архивных документов было установлено, что 11.03.1929 представителями
райисполкома Смоляром и Кутуцом из архива церкви были изъяты 354
единицы книг, епархиальных и церковных ведомостей. В деле находится
опись церковного имущества, по которой можно судить, что в
Спасо-Преображенской церкви имелось всё необходимое для совершения
богослужений.
Достоверно известно, что Любанская Спасо-Преображенская
церковь была разобрана в ночное время в 1935–1937 годах после того,
как несколько лет там не совершались богослужения.
Последним настоятелем Спасо-Преображенской церкви перед
уничтожением её богоборческими властями был Иоанн Севрук (1875г.р.,
д. Дубновичи Пинского уезда Минской губернии, ныне Пинский район
Брестской области), протоиерей. Белорус. Сын Иосифа Севрука. В
1870–1880 года отец был псаломщиком Параскева-Пятницкой церкви д.
Дубновичи. Иоанн Севрук окончил Минскую духовную семинарию,
рукоположен в иерея (1900г.). С 1917г. благочинный церквей 1-го
округа Слуцкого уезда. С 1933г. настоятель Спасо-Преображенской
церкви м. Любань. До назначения на службу на Любанщину он был с
1905г. настоятелем церкви Святого Симеона Столпника в Слуцком
викариатстве (село Басловцы Слуцкого района). Награждён скуфией
(1914г.). На приходе г. Любани протоиерею Иоанну Севруку не пришлось
долго служить в силу обстоятельств от него независящих. Арестован
14.03.1933. Осуждён 09.06.1933 с 20 другими священнослужителями
особым указом при ОГПУ за «антисоветскую агитацию как член
контрреволюционной организации» к 5 годам ИТК (заменено высылкой).
Остался жив. Реабилитирован 17.07.1989 прокуратурой БССР. Групповое
дело С. и др. №27605-с хранится в архиве КГБ Беларуси.
Церковная жизнь в м. Любань возобновилась во времена
Сталинской послевоенной оттепели. Согласно Указа архиепископа
Питирима (Свиридов) №1547 от 17.10.1943 священнику Сукачёву
Александру Ивановичу определено быть настоятелем молитвенного дома в
г.п. Любань. Священник Александр и прихожане ходатайствуют перед
архиереем и уполномоченным по делам религии Бобруйской области о
покупке дома. 22.06.1948 уполномоченный даёт согласие. До покупки
дома богослужения проходили в арендуемом помещении одной половины
дома, где в другой половине жила Шаплыко Антонина с четырьмя детьми.
13.09.1952 был заключён договор купли-продажи всего этого дома на
Слободе, где проходили богослужения. Согласно акту осмотра дома
инженером райисполкома было установлено: площадь молитвенного дома –
81м2, обшит фанерой и не окрашен, пол земляной, крыша соломенная.
22.02.1953 Указом №435 священник Александр Сукачёв
отправлен в запрет с правом перехода в другую епархию.
02.03.1953 Указом №478 настоятелем Любанской церкви
назначен Иоанн Жидок (01.10.1900г.р., д. Белевичи Слуцкого района
Минской области – 25.09.1981), протоиерей. Белорус. Из крестьянской
семьи. Окончил Белевичское народное училище (1913г.), пастырские
курсы в Минске (1919г.). В 1919–1921 годах в Красной армии. В 1922г.
женился на Евгении Стефановне Лазовской, растил сыновей Виталия
(1923г.р.), Валентина (1926г.р.). С 1922г. исполнял обязанности
псаломщика, с 1924г. псаломщик Георгиевской церкви д. Ленино (до
1921г. д. Романово) Слуцкого района Минской области. Под
руководством священника Петра Корженевского занимался
самообразованием по курсу духовной семинарии. 25.03.1925 епископом
Слуцким, викарием Минской епархии Николаем (Шеметилло) рукоположен в
диакона, 19.01.1927 – в священника. Будучи настоятелем церкви Святых
первоверховных апостолов Петра и Павла села Белевичи в Слуцком
викариатстве арестован 14.03.1933. Осуждён особым указом ОГПУ
09.06.1933 с 20 другими священнослужителями за «антисоветскую
деятельность» к 5 годам ИТК. Освобождён 16.12.1937. Очевидно,
внезапно снова арестован и осуждён до 3 лет лишения свободы. С
21.04.1942 настоятель Спасо-Преображенской церкви д. Быстрица, ныне
Копыльский район Минской области. С 23.03.1943 служил в Николаевской
церкви д. Тимковичи Копыльского района Минской области. 02.03.1945
архиепископом Василием (Ратмировым) назначен настоятелем
Всевоскресенской церкви в м. Копыль, ныне районный центр Минской
области. 10.04.1947 умерла жена священника. С 20.02.1951 служил в
Николаевской церкви д. Пережир Пуховичского района Минской области.
26.02.1953 архиепископом Минским и Белорусским Питиримом
(Свиридовым) назначен настоятелем Спасо-Преображенской церкви в м.
Любань Минской области. Награждён набедренником (1928г.), скуфией
(1930г.), камилавкой (1946г.), нагрудным крестом (1951г.), саном
протоиерея (1957г.). С 1963г. за штатом (из-за болезни).
Реабилитирован 17.07.1989 прокуратурой БССР. Групповое дело Ж. и
другие №27605-с хранится в архиве КГБ Беларуси. Протоиерей Иоанн
Жидок, по словам людей, бывших его прихожанами, был добрым,
отзывчивым и усердным пастырем. На богослужения к нему собиралось
большое количество прихожан, несмотря на запреты властей. Он много
трудился над тем, чтобы из молитвенного дома сделать церковь.
Протоиереем Иоанном Жидком были заготовлены брёвна и гонта для
крыши, доски и другой строительный материал. Однако ремонтировать
здание ему запретили, а стройматериалы комсомольцы средь бела дня
вывезли, оправдываясь тем, что они необходимы для строительства
культурного здания. Об этом в заявлении жаловался протоиерей Иоанн
Уполномоченному по Бобруйской области.
12.03.1963 Указом №36 архиепископ Минский и Белорусский
Варлаам (Борисевич) освободил протоиерея Иоанна Жидка от должности
настоятеля, почислен за штат с обеспечением пенсией. У верующих
протоиерей Иоанн пользовался большим авторитетом, поэтому от
прихожан было отправлено письмо к архиепископу Варлааму, с просьбой
разрешить служение священнику.
12.02.1964 протоколом №3 заседания областного
исполнительного комитета Минского Совета депутатов трудящихся было
постановлено о снятии с регистрации православной общины
Спасо-Преображенской церкви и о разобрании молитвенного дома на
дрова, что в скорости было и сделано комсомольскими активистами.
Священник Иоанн Жидок до своей кончины проживал в г. Любани,
похоронен на городском кладбище в одной ограде с матушкой. В
настоящее время по улице Калинина, 42 сохранился дом, где проживали
священнослужители Александр Сукачёв, Иоанн Жидок.
С 1988г., времени юбилейного Поместного Собора,
посвящённому 1000-летию Крещения Руси в г. Любани начинается
духовное возрождение. Верующие люди всё настойчивее обращались в
исполнительные органы власти о строительстве церкви.
09.05.1991 по благословению Митрополита Минского и
Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси прошло собрание
верующих под председательством благочинного Солигорского округа,
настоятеля Свято-Покровской церкви д. Чижевичи (Солигорского района)
протоиерея Николая Розова. На собрании был избран приходской совет:
Мария Брагинец (председатель), Мария Лавриеня (помощник), Ольга
Конева (казначей) и ревизионная комиссия: Адам Плышевский
(председатель), Анна Барановская, София Цейко (члены); утверждён
Устав Православного прихода Спасо-Преображенской церкви г. Любани
Минской епархии.
03.08.1991 документы о регистрации общины были
зарегистрированы правящим архиереем Митрополитом Филаретом (Вахромеевым).
В г. Любани было создано религиозное общество Белорусской
Православной Церкви Московского Патриархата.
08.08.1991 управляющим епархией Митрополитом Минским и
Слуцким Филаретом был подписан первый Устав православного прихода
(религиозного общества) Спасо-Преображенской церкви г. Любани
Минской области Минской епархии Белорусской Православной Церкви
Белорусского Экзархата Московского Патриархата.
Религиозное общество – православный приход
Спасо-Преображенской церкви г. Любани было образовано и действовало
на добровольных началах в целях совместного исповедания и
распространения православной христианской веры и состояло из клира и
мирян. Приход входил в состав Минской епархии Белорусской
Православной Церкви – Белорусского Экзархата Московского
Патриархата, находился под каноническим управлением правящего
архиерея вышеназванной епархии и под руководством поставленного им
настоятеля.
12.05.1992 исполкомом Минской области Совета народных
депутатов было выдано свидетельство о регистрации №80 православного
прихода г. Любани. Пастырское окормление прихода было временно
поручено благочинному церквей Солигорского округа протоиерею Николаю
Розову, он освятил место строительства Спасо-Преображенской церкви
г. Любани.
Церковный Совет и прихожане внесли свой посильный вклад
в дело возрождения церкви. Усилиями директора МУООС Волобуева Сергия
Дмитриевича и прихожан в городском саду было поставлено деревянное
здание для использования его для нужд прихода. Так как на
строительство церкви денег не было, члены десятки (Мария Брагинец,
Мария Лавриеня, Адам Плышевский, Анна Барановская, София Цейко,
Ольга Конева, Галина Абраменко, Мария Шаплыко, Екатерина Кашляк,
Екатерина Щербаченя) ходили по домам, в организации и собирали
деньги. Собранных денег было очень мало, их надо было зарабатывать.
Верующие своими руками делали иконы и продавали их прихожанам,
принимали самое активное участие в строительстве церкви. Закупали
строительные материалы, доставляли их и сами работали на стройке.
Много потрудились в строительстве церкви Иоанн Приходько, Сергий
Крайнов и другие. Богослужения (молебны и панихиды) совершались на
площади, в здании РДК, там крестили детей и взрослых.
В 1992г. настоятелем Спасо-Преображенской церкви г.
Любани Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом был назначен
священник Олег Семисынов-Грибович. Его усилиями было частично
перестроено здание: сделан купол и установлен крест на церкви.
Впервые после долгих гонений Любанщину посетил правящий
Архиерей – Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и
Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В феврале 1993г.
Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом был выдан антиминс и
освящена Спасо-Преображенская церковь г. Любани.
27.01.1994 священник Олег Семисынов-Грибович был
освобождён от должности настоятеля церкви с переводом на другой
приход.
27.01.1994 Указом №4 настоятелем Спасо-Преображенской
церкви г. Любани назначен священник Николай Тютюнников. Трудами
настоятеля и приходского совета было основательно реконструировано
церковное здание. С западной стороны пристроена 3-ярусная
колокольня, заменен центральный купол и установлен глухой купол над
алтарной частью. Значимую лепту в дело улучшения благолепия церкви
внёс отец Николай.
В 1995г. при храме организована воскресная школа, в
которой занималось около двадцати слушателей. Учителем
изобразительного искусства СШ №1 г. Любани, магистром педагогики
Борисовец Еленой Георгиевной были написаны иконы Божией Матери «Троеручница»,
Святого преподобного Серафима Саровского.
В 1998г. на церковном подворье справа от здания церкви
выстроена часовня над колодцем для освящения воды. Здание часовни
кирпичное, оштукатурено. Внутри и снаружи часовня окрашена белой
фасадной краской. Дверь одна, пол бетонный, потолок обшит «вагонкой».
На церковном подворье устроено здание, в котором находятся
хозяйственные комнаты и класс для воскресной школы. Отопление в
классе печное, там же находилась библиотека.
19.01.2000 в здании церкви произошёл пожар, который
уничтожил центральную часть храма. С благословения Митрополита
Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси были
предприняты восстановительные работы. В 2000г. был изготовлен и
установлен 3-ярусный иконостас, установлены три иконы, остальные – в
стадии написания. Паникадило подарил протоиерей Николай Розов.
Престол один в честь Преображения Господнего.
19.11.2001 Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом
была освящена вновь отстроенная церковь.
В 2002г. на пожертвования прихожан были приобретены 6
колоколов: 22, 26, 27, 32, 50 и 110кг. В церкви было устроено
водяное отопление.
02.09.2003 Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом,
Патриаршим Экзархом всея Беларуси утверждена новая редакция Устава
религиозной общины «Приход храма Преображения Господнего в г. Любани
Минской епархии Белорусской Православной Церкви».
Религиозная община «Приход храма Преображения Господнего в г. Любани
Минской епархии Белорусской Православной Церкви» – религиозная
организация, объединяющая на добровольных началах граждан
православного вероисповедания и распространения православной
христианской веры. Приход входит в состав Минской епархии
Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского
Патриархата) и находится в её канонической юрисдикции.
Приход осуществляет свою деятельность в соответствии с
законодательством Республики Беларусь, Каноническим Уставом Русской
Православной Церкви, Уставом Белорусской Православной Церкви,
Уставом Минской епархии Белорусской Православной Церкви,
постановлениями Синода Белорусской Православной Церкви, Указами и
Распоряжениями Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха
всея Беларуси и Епархиального архиерея, Уставом Прихода храма
Преображения Господнего.
В настоящее время храм Преображения Господнего в г.
Любани по улице Первомайской, 73 занимает общую площадь 209,1кв.м.,
земельный участок под постройками и подворьем храма общей площадью
1,26га. Каждая пядь этой земли освящена подвигом, молитвой и трудом
верующих.
Православный храм имеет вид ковчега. Деревянный сруб
обложен кирпичом, алтарная часть и притвор кирпичные, все внешние
стены оштукатурены и окрашены фасадной белой краской. 2-скатная
крыша покрыта оцинкованной жестью. Продолговатую
объёмно-пространственную композицию составляют 3-ярусная (восьмерик
на 2 четвериках) шатровая колокольня, продолговатый бабинец,
кубообразный молитвенный зал с 8-гранным световым барабаном в
завершении, 4-гранная апсида с макушкой над 2-скатной крышей из
оцинкованной жести. Три входа оформлены 2-колонным
крыльцом-папертью. Плоскостные фасады прорезаны прямоугольными
оконными проёмами в арочных наличниках. Рядом поставлена каменная
8-гранная колокольня под усечённой шатровой крышей, законченной
макушкой. Иконостас 3-ярусный, престол один. Внутри храма стены,
потолок, и купол оббиты древесноволокнистой плитой и окрашены белой
и голубой краской. Пол из высококачественной керамической
глазурованной плитки. В притворе потолок и пол деревянные.
Церковное подворье обнесено забором из кирпичных
столбиков с пролётами из деревянного штакета. Вход в церковную
ограду выполнен в виде арки.
13.06.2005 Указом №32 Митрополитом Минским и Слуцким
Филаретом настоятелем храма Преображения Господнего г. Любани
назначен иерей Виктор Мельников. Вместе с матушкой Марией отец
Виктор растит сына Антония (27.09.2005) и дочь Анастасию
(24.04.2008).
Духовная жизнь мирян г. Любани, благочиннического центра,
значительно активизировалось, наблюдается пробуждение глубокого
интереса к церковной жизни, связанного с последующим воцерковлением
тех, кто стремится к познанию Бога. Храм наполняется прихожанами
всех возрастов и родов деятельности. Дети и отроки постигают знания
о православной вере и культуре. Люди молятся Богу, читают духовную
литературу, участвуют в делах церковных. Утверждаются в православной
вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной
молитвенной жизни. Члены прихода стали настоящей христианской
общиной, где их учат любить друг друга. Евангельские ценности стали
ориентиром жизни для многих наших людей. Деятельность прихода влияет
на общество, ведь наши прихожане - это люди, у которых есть семьи,
работа, свой круг общения, где они могут проповедовать Слово Божие.
Приходя в храм, человек чувствует, что это его храм, что он здесь
нужен, что его здесь примут с любовью, и он может не только подать
записку или поисповедоваться и причастится, но и получить ответы на
вопросы своей духовной жизни. Пастырь Церкви является носителем
глубинной христианской культуры, сам обладает безупречными
нравственными качествами, хранит церковные традиции. Возгревает в
себе благоговейное отношение к богослужению. Пастырь смиренно и
самокритично оценивает свои знания и духовную жизнь, с осторожностью
и уважением относится к человеку пришедшему на исповедь,
внимательно, сочувственно выслушивает исповедника, от всей души
вместе с ним помолится Богу о его исправлении и, руководствуясь
церковными канонами и правилами, даёт распоряжение на богоугодную,
чистую жизнь и духовные наставления, советы по врачеванию душевных
недугов и страстей согласуясь с опытом Церкви.
Отец Виктор заботится о воспитании в вере и
нравственности молодёжи Любанского района. Благочинным церквей
Любанского округа иереем Виктором Мельниковым проводятся проповеди в
храме, беседы в учреждениях, на предприятиях, экскурсии для учащихся
лицея, гимназии, школ, дошкольных учреждений, летних оздоровительных
лагерей города и района.
В Церкви Божией всё бывает «благообразно и по чину» (1
Кор. 14, 40). В литургической жизни Церкви благочиние достигается
исполнением Церковного Устава. Богослужения проводятся согласно
церковному календарю, благовременно возвещающего и напоминающего
всем верным чадам Церкви о днях праздников и постов, порядке чтений
Священного Писания. Богослужения совершаются в воскресные и
праздничные дни. Накануне, как правило, служится всенощное бдение.
Утром в субботу совершается Божественная Литургия в память усопших.
В субботу утром и в воскресные дни совершается таинство крещения. С
желающими приступить к этому таинству проводится собеседование в
день или накануне совершения таинства. Священником проводятся беседы
с прихожанами, собеседования перед венчанием. Таинство венчания
совершается в среду, пятницу и воскресенье. Священника приглашают
для исповеди и причащения Святых таинств в больницу, что служит
скорейшему исцелению больных, а главное, и выздоровлению духа
человеческого, порой страдающего от духовной нечистоты. Городские
школы, гимназия, лицей освящены полным освящением. Регулярно, по
приглашению администрации СШ №3 г. Любани священник преподаёт
благословение учащимся на начало учебного года и на начало выпускных
экзаменов.
Христианское богослужение состоит из пения священных
песнопений, молитв и чтения Священного Писания. Пение церковных
песнопений и псалмов составляло всегда главнейшую часть
богослужения.
07.01.2009 церковному хору исполнилось 13 лет, которым
руководят Иоанна Рябая (регент и псаломщик) и Валентина Лагун
(регент), певчие (Анна Жукова, Тамара Князева, Светлана Малышева,
Ирина Ягур). Регент Иоанна окончила Минское Духовное Училище в
1999г., человек разносторонних дарований: педагог, обладает дарами
музыканта и художника, прекрасно знающая церковное пение, имеет
большую нотную библиотеку и фортепиано. Репертуар церковного хора
состоит их классических произведений А. Архангельского, Д.
Аллемантова, Д. Кастальского, А. Львова, Д. Соловьёва, А. Чеснокова.
Церковное пение в храме молитвенное, православный народ исполняет
простые церковные песнопения.
С особой любовью прихожане храма Преображения
Господнего почитают акафисты Пресвятой Богородице и Иисусу
Сладчайшему (по средам), когда во время богослужения весь народ
любит выражать свои молитвенные чувства в акафистном пении
(торжественном, радостном). Народное пение всегда благотворно влияло
на умы и сердца молящихся. Перед святыми ликами, изображёнными на
иконах храма, молятся боголюбивые миряне «О мире всего мира, о
благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех». Эти лики были
очевидцами христианских событий, и ныне взирают на нас, испытывая
помышления наших сердец. В своих молитвах богомольцы обращаются к
Господу, Божией Матери, просят помощи и заступничества святых
угодников Божиих.
Молитвы святых у Небесного Престола Святой Троицы
призывают нас к умножению духовных и земных трудов во Славу Божию,
на Благо Матери-Церкви и к пользе народов земного Отечества. Видимым
знаком благоволения Божия к храму, свидетельством милости Божией,
подаваемой нам через Его святых, явилось отображение на стене
нерукотворного образа иконы Святой праведной блаженной Матроны
Московской. Прихожане с особой любовью почитают иконы
священномученика Сергия Родаковского (Тальского) и Божией Матери «Аз
есмь с вами, и никтоже на вы».
Храм стал местом намоленности, где возносится горячая
молитва, и прихожане с надеждой могут затеплить лампаду, получают
духовные силы нести свой крест и возрастать в добродетели. Благо
тем, кто приходит в храм Божий и здесь познаёт, что есть истинная
свобода и как стать на путь совершенствования.
К славословию святого имени Господа и к деланию
заповедей Господних возбуждает звенение колокола на колокольне во
дни и в нощи.
В часовне, расположенной на церковном подворье,
совершается великое водоосвящение в навечерие и в самый день
праздника Богоявления и малое водоосвящение во всякое время в
соединении с молебным пением.
При храме Преображения Господнего действует воскресная
церковная школа для детей и взрослых. Она даёт возможность посеять в
сердцах молодёжи добрые начала, которые останутся на всю жизнь. Дети
в воскресной школе обучаются по программе, составленной на основе
книги «Закон Божий» протоиерея Слободского. Занятия с детьми по
изучению «Закона Божия» проводит псаломщица и регент хора Иоанна
Рябая. В дни праздников Рождества Христова и Пасхи Господней
воспитанники читают соответствующие празднику стихи и исполняют
песнопенния перед собравшимися людьми, что помогает многим из детей
почувствовать себя участниками совершения богослужения и частью
церковной общины. Неоднократно учениками воскресной школы были
организованы просветительские выступления по случаю праздников
Рождества Христова и Воскресения Господнего. Детям преподносятся
подарки: календари, иконки, детские книги духовного содержания. В
воскресной школе для взрослых в непринуждённой спокойной обстановке
верующие могут разрешать со священником свои насущные вопросы.
Иногда также просматриваются видеофильмы на духовные темы.
При храме действует православная библиотека, видеотека,
что конечно помогает проповеди Евангелия, воцерковлению и
образованию прихожан. Отрадно, что церковная библиотека пополняется
богословской, исторической, детской литературой,
богословско-литературно-художественными листками, газетами,
журналами, календарями, фотоальбомами, видео-, аудиокассетами
православной тематики.
В храме можно приобрести духовную литературу,
календари, открытки, иконы, свечи, лампады, ладан, освящённый елей,
святую воду, просфоры, церковную утварь, церковные ювелирные изделия
(крестики, кольца, подвески, цепочки, браслеты), платки, всё
необходимое для святого уголка православного христианина. Много
внимания иерей Виктор уделяет возрождению благочестивой традиции
православного паломничества.
В храме Преображения Господнего стало доброй
традицией совершать массовые паломнические путешествия в святые
места. Паломничество предполагает духовно-телесный подвиг, работу
над собой молитву. Всякое путешествие мирян начинается с молебна о
путешествующих. Благочинным церквей Любанского округа, настоятелем
храма иереем Виктором Мельниковым были организованы паломнические
путешествия в святые места Руси. Это поклонение честной деснице
Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (г. Минск,
07.07.2006), Свято-Успенская мужская обитель (д. Жировичи,
13.11.2006), Свято-Иоанно женский монастырь (г.п. Корма,
12.12.2006), поклонение Честной главе святого апостола и евангелиста
Луки (г. Минск, 08.07.2007), Покровский ставропигиальный монастырь у
Покровской заставы (г. Москва, 24.12.2007), Высоцкий Покровский
мужской и Введенский Владычный женский монастыри (г. Серпухов,
24.12.2007), поклонение частице святых мощей святого благоверного
князя Александра Невского (г. Минск, 29.05.2008) поклонение частице
святых мощей святого равноапостольного князя Владимира (г. Минск,
22.10.2008). Часто совершаются паломнические путешествия в
Свято-Успенскую Жировичскую обитель по инициативе работников
предприятий и учреждений. Воспитанники воскресной школы побывали в
святых местах Белой Руси и узнали о дивном житии белорусского
просветителя Кирилла Туровского (г. Туров, 05.11.2006) и Святой
праведной блаженной Елисаветы (Свято-Елисаветинской монастырь, г.
Минск, 06.11.2007).
Отрадно, что настоятельница Свято-Елисаветинского
монастыря, игумения Евфросиния (Лаптик), родом из д. Кутенка
Любанского района. 11.05.2008 матушка Евфросиния посетила
Божественную Литургию в храме Преображения Господнего вместе со
своими родителями, проживающими в д. Кутенка.
Паломнические путешествия в святые места приносят
духовную пользу верующим, которые, поклонившись святыням, получают
от них помощь и утешение. Паломники-христиане делятся своими
религиозными впечатлениями (духовное значение святого места, дивное
житие святых) с родными и близкими.
Милостию Божией продолжается успешное устроение
церковной жизни прихода в честь Преображения Господнего г. Любани.
03.07.2006 в г. Любани был проведён Крестный ход с
Благодатным Огнём, в связи с освобождением Беларуси от
немецко-фашистских захватчиков.
08.01.2007 в храме Преображения Господнего г. Любани
совершено соборное богослужение, в районном Центре культуры
проходили Рождественские чтения с участием священнослужителей
Любанского благочиния.
19.08.2007 в храмовый праздник Преображения Господнего
православный храм г. Любани посетил Его Высокопреосвященство,
Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси,
владыка Филарет. Он возглавил Божественную Литургию и совершил
освящение винограда и плодов, была сказана проповедь. Отрадно, что
Господь сподобил вновь побывать (третий раз) в храме Преображения
Господнего Преосвященного архипастыря. Владыка Филарет вручил
благодарности благочинному церквей Любанского округа, настоятелю
храма Преображения Господнего иерею Виктору Мельникову за усердные
труды во славу Святой Церкви и на благо Отечества, мирянам за
активное участие в церковной жизни, а также подарил приходу на
молитвенную память икону Святой преподобной Манефы Гомельской,
канонизированной и причисленной к лику святых в 2006г. Прихожан
благословил иконками Божией Матери «Минская».
30.08.2007 в храме Преображения Господнего в г. Любани
был отслужен молебен и произошла передача Благодатного Огня,
принесённого участниками ХIV Белорусской республиканской
научно-просветительской экспедиции «Дорога к святыням», посвящённой
Дню белорусской письменности. В г. Любани миряне и священнослужители
прошли Крестным ходом по главной улице от центральной площади к
храму Преображения Господнего. Люди встречали Крестный ход с
духовной радостью и неподдельным интересом. И все участники
Крестного хода выражали благодарность за его проведение.
В 2006г. к зданию храма подведено газовое отопление, в
июне – августе 2007г. произведён капитальный ремонт. Стараниями и
трудами настоятеля священника Виктора Мельникова и прихожан храм
благоукрашен. Молитва о жертвователях и благоустроителях возносится
в стенах сего храма Божия. Благоукрасители и жертвователи всегда
поминаются при совершении богослужений в церкви дорого для многих
сердец города Любани.
С 27.12.2007 по 07.01.2008 Любанский храм Преображения
Господнего проводил духовно-просветительскую выставку-ярмарку
«Рождество Христово» (в здании магазина «Одежда».
08.01.2008 в храме воспитанниками воскресной школы была показана
детская Рождественская программа (выступление хорового коллектива,
игры, конкурсы, костёр), на основе старых традиций православных
приходов, подготовленная учителями Иоанной Рябой и Алевтиной
Плютовой.
11.01.2008 в музыкальной школе была показана концертная
программа «Светлый праздник Рождества» (руководитель Ирина Ягур).
Всех присутствующих поздравил с праздником священник Виктор
Мельников.
20.01.2008 настоятель храма иерей Виктор Мельников
вручил грамоты прихожанам за активное участие в церковной жизни.
С 18.03.2008 по 18.04.2008 Любанским храмом
Преображения Господнего была организована православная
духовно-просветительская выставка-ярмарка, посвящённая Светлому
Христову Воскресению (в здании магазина «Одежда»).
Благочинный церквей Любанского благочиния иерей Виктор
Мельников сказал проповеди «О воспоминании уверования апостола Фомы»
(04.05.2008), «О расслабленном» (18.05.2008), «О самаряныне»
(25.05.2008) по республиканскому радио в передаче «Свет
православия».
02.06.2008 благочинный церквей Любанского округа, настоятель храма
Преображения Господнего г. Любани иерей Виктор Мельников защитил
кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидат
богословия на тему «Военная символика и отношение к военной службе в
Новом Завете и в христианской письменности I–III веков» в
Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Господь по великой и неизреченной Своей милости
благословляет усилия по созиданию храмового комплекса Преображения
Господнего. В июне 2008г. по инициативе настоятеля храма иерея
Виктора было начато строительство пристройки к воскресной школе.
Не порывают связи с малой родиной и те люди, кто
оказался за пределами Беларуси. 14.09.2008 жительница града на Неве
Татиана Куцевич (Трофимова) подарила в родную нашу церковь на
молитвенную память Леушино-Санкт-Петербургскую икону Божией Матери «Азъ
есмь съ вами, и никтоже на вы». Раба Божия Татиана скончалась
21.11.2008.
08.01.2009 в храме был отслужен Рождественский молебен и показан
детский утренник, который порадовал всех присутствующих.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви управление
приходом осуществляется Приходским Советом, который подотчётен
Приходскому собранию и Правящему Архиерею, председатель – священник
Виктор Мельников.
Храм в честь Преображения Господнего г. Любани является
благочинническим центром Любанского благочиннического округа Минской
епархии. В состав прихода, кроме г. Любани, входят деревни (Бориков,
Борок, Веречегощь, Вишеньки, Горки, Дубиловка, Новая Дуброва, Старая
Дуброва, Новые Дунцы, Старые Дунцы, Еремичи, Жоровка, Закальное,
Засмужье, Заполье, Заречки, Криворотово, Криничное, Кутенка,
Листёнка, Ляховка, Мосток, Мосты, Нежин, Обчин, Отрадное, Орлёво,
Озерное, Осовец, Ольховка, Паличное, Пекличи, Песченец-1,
Песченец-2, Речень, Редковичи, Селец, Слободка, Сорочи, Турок,
Фёдоровка, Фольварок, Чеченск, Шипиловичи, Новые Юрковичи, Старые
Юрковичи, Ямное).
«Государственная гимназия №1 г.Любани»
Ковшер Екатерина Николаевна,
учитель географии высшей категории
да зместу |
|